31.08.2016

Заблуждение или обман?

Некоторое время назад мне довелось поучаствовать в ловле покемонов. Речь о том, что я увидел ссылку в ленте знакомого в соцсети, на сайт сектоборцев, не удержался и прошелся по нему в комментариях как мог. А дело в том, что некоторое время назад я не упускал шанса вставить свои пять копеек конспирологам и сектоборцам, встречавшимся у меня на пути, но с годами научился воздерживаться от пустых споров. Поэтому свой "крестовый поход" (надеюсь, последний) сравнил с ловлей покемонов.

Что не так с сектоборцами и конспирологами? Как правило, эти люди представляют собой небольшие группы, в которых один человек выполняет основную работу, т.е. по сути это отдельные активисты, позиционирующие себя как научные и экспертные центры и организации, нередко имеющие только блог или группу в соцсети с десятком-другим подписчиков и поддержку более крупных игроков информационных войн, выступающих за единообразие мнений. За конспирологами в бывшем СССР зачастую стоят вполне прагматичные люди, желающие подавить любую свободу слова. За сектоборцами в 99% случаев стоит Русская Православная церковь Московского патриархата. Если не финансово, то информационно точно. Желающие убедиться в этом могут просто внимательно почитать материалы на страницах сектоборцев сами.

К чему я о "покемонах"? В комментариях к клеветническим материалам на том сайте я обвинил сектоборцев во лжи. А потом призадумался. Ведь такие люди мне уже попадались.

Пару лет назад я прочитал "Дети капитана Гранта" Ж. Верна для тренировки своего французского и обратил внимание на те детали, которые прошли мимо меня, когда я будучи ребенком смотрел экранизацию этого романа. В книге Верна англичане зачастую предстают кровожадными обманщиками и захватчиками чужих земель, а французы всего лишь основывают колонии на новых местах и охраняют их с помощью своих войск. Нужно ли напоминать, что Верн -- французский писатель?

Примерно в это же время я проходил с группой студентов уровень Pre-Intermediate учебника английского языка Headway, где в одном из разделов сравнивалась жизнь богатой канадки, владелицы отеля, и бедной китаянки, которая трудилась на фабрике, чтобы заработать на учебу. Я вспомнил "Капитана Гранта" и воспользовался возможность развернуть обсуждение со студентами: являлось ли это сравнение скрытой пропагандой западных ценностей. Мнения были разными, и мы больше шутили, чем рассуждали, но я сделал вывод в своей голове: скорее всего и авторы учебника, и сам Жюль Верн просто следовали стереотипам, характерным для определенной страны в определенное время, а не выполняли чей-то злой умысел.

Однако когда читаешь как Верна или учебник Headway, то такие вещи скорее забавляют, чем раздражают. А когда сталкиваешься с теми, кто пишет доносы в милицию на так называемых "сектантов" или разжигает религиозную вражду в обществе, то становится не только не смешно. И сразу приходит мысль о том, что человек выполняет определенный заказ. Но жизнь показывает, что злостных лжецов, которые все понимают, но зарабатывают на клевете не так уж и много. Большинство других просто ограничены в своих представлениях о том, что им чуждо и судят об этом по принципу "не читал, но знаю". А это уже не столько обман, сколько заблуждение.

Правда нет ни 100%-х обманщиков, ни введенных в заблуждение наивных простаков в чистом виде. В каждом таком случае есть некое соотношение того и другого. Интерес вызывает только какое в каждом конкретном случае.

Также по теме:
Как дать отпор троллям
Удар ниже пояса
Воздух в гробу

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Избранное сообщение

10 лет писанины

Когда 16 февраля 2013 года я запостил тут одну свою научную заметку , я еще не вполне представлял как дальше буду использовать этот ресурс. ...