28.12.2017

Чем мне запомнился 2017 год

Этот год был чуть более насыщенным для меня, чем некоторые предыдущие. Хотя я и пытаюсь отмечать в своем блоге не только историю минувших дней, но и ту, что пишется сегодня, в этом году довелось в ней поучаствовать не только как своего рода летописец. Попробую описать, чем именно мне запомнился этот год, начиная с самых банальных вещей и заканчивая эпохальными.

Простое, но приятное
Впервые за девять лет мы с женой финансово осилили поездку на море. Для моих детей это было первым свиданием с тем, что они видели только на картинках и видеороликах.
Деревня Затока в Одесской обл. Украины стала неплохим аналогом крымских курортов после событий 2014 г. Историк остается историком даже в отпуске, и я не смог не сделать несколько видеозаметок о Затоке:

Если не указано иначе, иллюстрации взяты из моих личных фотографий или скриншотов

Самые нелепые законы года и решения суда.
В этом году общественный резонанс в Беларуси вызвал закон о тунеядцах. Дело было в решении правительства страны обложить налогом всех официально не работающих граждан. В результате, повестки из налоговой стали получать безработные, домохозяйки, студенты, писатели и по городам республики прокатились массовые акции протеста. Закон отправили на переработку и, похоже, дорабатывают до сих пор.
За последние годы есть ощущение, что в Беларуси общество и государство живут в каких-то "параллельных вселенных". Чиновники пишут законы и распоряжения, с которыми граждане не спорят, но при этом спускают их выполнение на тормозах. Сами граждане не желают в большинстве своем каких-либо значительных перемен в стране. И эти две группы лиц сосуществуют в одном времени и пространстве, стараясь поменьше пересекаться друг с другом. Впрочем, это я пишу о собственных субъективных ощущениях. Если перейти к объективному, то низкую правовую грамотность большинства населения Беларуси отрицать трудно. Это может и приводить к принятию специфических законов...
Был и еще один закон, который мог создать неудобства работающим белорусам, но о его последствиях пока ничего не читал. С 1 сентября 2017 года в школах часть первых уроков первой смены сместили с 8.00 на 9.00. На мой семье это не отразилось, т.к. работаем мы с определенным гибким графиком, а старший сын стал ходить в школу без нашего сопровождения, благо, школа недалеко от дома, да и второклассники - не малыши, как поется в песне. А кто-то сдает детей на вахту в школе и бежит на работу, пока они ждут 9.00.
В соседней России совсем недавно Ленинградский облсуд утвердил решение Выборгского горсуда о том, что определенный перевод Библии, не является Библией вообще. Таким образом, с одной стороны, суд ловко обошел законодательный запрет на объявление Библии и цитат из нее экстремистским материалом, а, с другой, сделал Россию одной из первый стран Европы, где запретили перевод Библии. О том, что ошибки здесь не было, я достаточно обстоятельно и подробно писал раньше. Возможно, новость о запрете перевода Библии в РФ не вызвала резонанса, поскольку в этой стране уже было слишком много решений, распоряжений и законов, достойных Абсурдопедии, в том числе и случаев судебного определения конфискации и уничтожения Библий, несмотря на иммунитет, предоставляемый священным книгам христиан, иудеев, мусульман и других религий поправкой к антиэкстремистскому закону...

Юбилейные даты
Большое видится на расстоянии. На последние годы пришлось много столетних и более внушительных юбилейных дат. 2012 г. - 100 лет Отечественной войне 1812 г. и битве на Березине, обогатившей французский язык словом bérézina (катастрофа). 2013 г. - 150 лет восстанию 1863 г. (здесь в блоге есть материалы по нему, доступные по ярлыку "1863" внизу после каждого поста). 2014 г. - 100 лет Первой мировой войне. 2015 г. - 70 лет победе в Великой Отечественной и Второй мировой войнах. Не знаю, отмечал ли кто (водкой или научными работами) столетие Брусиловского прорыва в 2016 г...
А вот 2017 стал богатым на крупные юбилеи. Сначала 100 лет Февральской революции в России, потом 100 лет милиции (в Беларуси до сих пор так называют правоохранительную службу). В сентябре сразу две международные даты: 500 лет белорусского (и восточнославянского книгопечатания) и 500 лет Реформации. А потом и столетие Октябрьской революции (или переворота, как кому нравится).

Инсталляция возле Национальной Библиотеки Беларуси в честь 500-летия белорусской Библии. Источник фото: сайт ctv.by.

При этом замечаю снова некоторый эффект "параллельных вселенных". Все знаковые даты 2017 года были как день шахтера или юриста: они были чем-то "вниманию заинтересованных лиц", как пишут в деловых документах. Для примера: флешмоб по распространению в соцсетях хэштега #МаяПершаяБіблія получил отклик лишь около десятка белорусов, хотя и был объявлен через различные СМИ. Большинство белорусов принадлежат к разным христианским церквям, но Библия для них не настольная книга.
Разумеется, за этот год было проведено множество мероприятий, издано книг и т.д., но все указанные выше события оказались интересны преимущественно исследователям прошлого или тем, кого эти юбилей затрагивают напрямую: протестанты отметили 500-летие белорусской Библии и Реформации, коммунисты - день Октябрьской революции, который по некой инерции продолжает быть государственным выходным днем в Беларуси. Впрочем, я не призываю что-то активней отмечать. Только констатирую факты. Один из них - разрыв поколений: молодое поколение подрастает совсем другим. Их ценности отличаются и от большинства белорусов постарше - верующих и неверующих, сторонников нынешней власти и активных борцов с ней. Впрочем, это отдельная тема для историков и социологов

Еще пример "параллельных вселенных". Артисты в Гродно (Беларусь) выступают в плохую погоду на площади с предновогодним концертом, а на него никто не пришел. Источник фото: сайт euroradio.fm.

Письма Путину со всего мира и #StopJWBan
В конце марта-начале апреля 2017 года Свидетели Иеговы со всего мира провели кампанию по написанию писем Президенту России Путину и некоторым другим членам правительства страны с просьбой не допустить запрета их религиозной организации в РФ. Одновременно, чтобы привлечь внимание общественности к этой проблеме, в социальных сетях был запущен хэштег #StopJWBan.
Я принял участие в кампании и повесил твит-ленту с этим тегом на свой блог, поскольку убежден в необоснованности обвинений, выдвинутых Свидетелям в России. Об этом я достаточно обстоятельно написал отдельный пост.

Перед отправкой писем на почте

Мой старший сын тоже захотел написать Президенту России

Когда я отправлял письма с уведомлением, почтальонша не удивилась, но попросила написать паспортные данные на конвертах. Я так и сделал, подумав, что это была попытка работника почты снять с себя ответственность за возможное соучастие в политическом скандале, но недавно случайно увидел, что такие же требования выдвигают и тем, кто пишет в Администрацию Президента Беларуси. Тем не менее, я так и не получил уведомления в получении писем российскими властями. Мне известны случаи, когда работники почты требовали указывать специальные номера российских высших чиновников, которые якобы априори должны быть известны отправителю. А на почтовых отделениях ДНР вообще отказывались принимать письма Путину, когда узнали зачем их шлют.
Письма Путину и другим членам правительства России должны составить некий мировой рекорд. Определенно, что большинство из 8 миллионов Свидетелей Иеговы написали от одного до шести писем каждый. Письма писали и многие сочувствующие лица. Поэтому при любом раскладе это должны быть миллионы писем. И это одна из причин, почему я это отнес к событиям глобального масштаба. Но мне не удалось пока узнать даже приблизительные цифры.
Тег #StopJWBan вызвал настоящий резонанс в социальных сетях. В принципе, сторонники запрета Свидетелей Иеговы в России хотели, чтобы суд прошел тихо и незаметно, а о его результатах сообщили в теленовостях как бы между прочим. Однако, за короткое время сообщения с этим ярлыком вышли на первое место в соцсети ВКонтакте и несколько дней удерживало пальму первенства. Известной эта тема стала и за пределами ВК.

Актуальные темы ВКонтакте на конец марта 2017 г. Автор скриншота мне неизвестен.

 Скриншот статистики поиска #StopJWBan на Яндексе.

В результате о предстоящем суде над Управленческим центром Свидетелей Иеговы в РФ заговорили самые различные СМИ и множество людей, ранее равнодушных к этой религиозной организации. При этом, как ни парадоксально, ярые противники Свидетелей из активистов православных церквей, сектоборцев и бывших членов данного религиозного направления очень помогли в популяризации темы #StopJWBan. Они создали свой тег #JWgoBan, но он не стал таким популярным. Отчасти поэтому оппоненты Свидетелей прикрепляли тему #StopJWBan к сообщениям с критическими отзывами об опальной организации либо писать свои комментарии к уже имеющимся сообщениям с таким ярлыком. Соответственно их друзья и подписчики видели тег, переходили по нему на ленту сообщений и делали самые разные выводы. Со временем этим тегом стали пользоваться даже те, кто просто хотел "раскрутить" ВКонтакте свои товары и услуги.
Когда я пишу по своим историческим или переводческим вопросам, это редко приводит к спорам в соцсетях. Однако мое участие в этой правозащитной кампании приводило порой к тому, что я сталкивался с критикой и похвалой, угрозами в свой адрес и пожеланиями удачи от совершенно незнакомых мне людей. Конечно, не могу сказать, что я получил удовольствие или удовлетворение от попыток привлечь внимание к нарушению прав человека в России, но я бы снова поступил так же, если бы пришлось повторить сначала уходящий год.
Кстати, суд над Свидетелями Иеговы показал кто есть кто среди их критиков. Одни признавали, что хотя и считают Свидетелей ложной религией, не согласны признать их экстремистами или угрозой обществу. А другие выявили свою беспринципность, поддержав репрессивные действия российских властей и подбирая изощренные объяснения притянутым за уши обвинениям...

Разное
Возвращаясь к земным и приземленным вещам отмечу еще несколько небольших моментов моей жизни. За этот год удалось помочь сайту Беларуская Вікіпедыя по вопросу изучения участи военнопленных в СССР в 1940-50-х гг, завершив проект по имевшимся в Интернете ресурсам, раскрыть несколько белых пятен по вопросам истории Беларуси 1990-х гг. и почти закончить проект с изучением старых кладбищ Минска. Также я заканчиваю доработку своей книги по истории США. И еще удалось написать о нескольких малоизвестных деятелях Беларуси.
В этом году я меньше занимался историческими исследованиями по сравнению с предыдущими годами. Но многое упирается в то, что я изучаю историю на общественных началах. Соответственно, определенное время занимает зарабатывание на хлеб семье. И семья тоже требует времени и внимания. Наконец, я все чаще чувствую, что с годами моя работоспособность сокращается, хоть пока где-то "в год по чайной ложке". Поэтому могу сказать, что этот год не прошел для меня впустую.

А еще в мае этого года выпал настоящий снег. Хотя погодные аномалии для Беларуси не редкость за последние лет пятнадцать.

Мои видеозаметки про снег в мае 2017 г

Как обычно, в комментариях желающие могут написать чем им запомнился этот год. Из небольших комментариев пишется большая история...

Другие годы: 201620172018201920202021.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Избранное сообщение

10 лет писанины

Когда 16 февраля 2013 года я запостил тут одну свою научную заметку , я еще не вполне представлял как дальше буду использовать этот ресурс. ...