01.12.2017

Как я до этого докатился

Вроде бы я еще не стар, чтобы анализировать свою пройденную жизнь, но что-то побудило меня написать и о том, как меня угораздило заняться литературным творчеством. Возможно, это своего рода оценка промежуточных результатов.


Пробы пера

Кажется, меня с лет шести тянуло к писательству и исследованиям. Помню, как в этом возрасте, я составлял на листе бумаги классификацию видов стихов Винни Пуха: кричалки, пыхтелки, хотелки... Потом в подростковом возрасте, я пробовал писать фантастические рассказы и детективные истории. В это же время до окончания школы писал и стихи на самые разные темы: от котов до международной политики.

В университете где-то на курсе третьем или четвертом меня снова «пробило» на творчество, и я написал несколько юмористических зарисовок. Частично это было связано с тем, что у нас была немного эксцентричная преподавательница педагогики, которая однажды поделила группу на несколько подгрупп и велела каждой сочинить стихи в качестве домашнего задания. Я тогда написал не только стихи, но и несколько рассказов. В отличии от предыдущих своих работ, эти я помню хорошо, и со временем опубликую их онлайн.

После этого я долго пытался убить в себе писателя. Зачем? В какой-то мере я этого стеснялся. Также у меня было много других увлекательных дел, среди которых много времени у меня занимало самообразование в разных вопросах. И долгие годы я удовлетворял свои потребности писать, сочиняя тезисы научных докладов и статей. Также я прорабатывал одну историко-филологическую тему, на базе которой думал написать кандидатскую.

Творческий поиск

Следующим этапом стало создание сайта historiapure. Это был 2010 год. И это был этап активного собирательства чужих наработок и малоизвестных документов по истории и делания выводов. В этот период я еще пытался связать потребность в творчестве со своей карьерой преподавателя вуза. Но кажется, именно тогда я начал активно писать очерки по вопросам истории, которые интересовали меня. Кроме того, сайт historiapure стал платформой, где я публиковал работы своих студентов-переводчиков, без помощи которых не было книги переведенных документов по истории США.

К 2012 году пришло осознание потребности сделать проделанную работу известной публике. Проблема в том, что, если на твою страницу в интернете нет ссылок, то она затеряется среди миллионов других страниц. Поскольку моя «писанина» и собранный материал носили уже научно-исследовательский характер, то я стал искать возможности привязать их к какой-нибудь он-лайн энциклопедии. Так в начале этого года я открыл для себя возможность сотрудничества с сайтом Беларуская Вікіпедыя, которое продолжается до сих пор. В это же время я завел себе блог на blogspot, которым и пользуюсь с февраля 2013 как основным ресурсом.

2010-2013 гг. стали годами моей самой усердной писательской и исследовательской работы. Я писал часами ежедневно, порой жертвуя сном и другими важными вещами. В эти годы мне удалось определить несколько вопросов истории и филологии, которыми я продолжаю заниматься по сей день. Хотя сейчас я бы и не стал повторять такого надрывного труда, благодаря этому периоду своей жизни я понял, что нельзя объять необъятное, и стал вырабатывать темп, который позволял бы мне заниматься творчеством без ущерба другим делам своей жизни. Похоже, я до сих пор вырабатываю его...

Мои читатели и критики

Должен признаться, что мои подростковые работы подвергались мягкой или жесткой критике первых читателей, (в основном, членов моей семьи) за исключением младшего брата. Возможно поэтому я периодически пытался убить в себе писателя в возрасте от 20 до 30 лет. Отчасти поэтому я до сих пор испытываю небольшой дискомфорт, когда публикую свои художественные рассказы. Мое научное творчество подвергалось меньшей критике и с ним я дискомфорта не чувствую в принципе.

Как справедливо заметил М. Жванецкий, писать, как и пИсать, надо, когда не можешь терпеть. Когда я понял, что я действительно хочу этим заниматься и увидел в каких областях научного и околонаучного творчества от меня будет польза, мнение читателей для меня не стало настолько значимым. Надо признать, что еще здесь помогает наличие здравой самооценки, когда критика воспринимается как возможность что-то улучшить, а не личное оскорбление. В моем случае, на это потребовались годы.

Читатели могут стать еще одной ловушкой. В принципе, чтобы тебя читали, нужно найти тех, кому это может быть интересно и затрагивать вопросы, которые могут побудить потенциального читателя зайти на твою страницу или взять книгу с полки. Это требует времени и испытания различных вариантов. Но признание читателей может быть как наркозависимость. Если человек сегодня получил 1000 «лайков» в социальных сетях, а завтра нисколько, то он может испытывать те же эмоции, что и наркоман при получении очередной дозы и воздержании от нее. Поэтому я стремлюсь прислушиваться к мнению читателей, но не «заморачиваться» не эту тему.

Польза

Моя основная работа преподавателя английского языка и переводчика мало связана с литературным творчеством. Но иногда мне приходится переводить поэзию или прозу, например, связанную с рекламой какой-либо коммерческой компании. И в этом случае литературные навыки приносят вполне реальные дивиденды.

Однако основная польза от моих работ связана с изучением вопросов истории. За все эти годы мне удалось опубликовать много материалов и исследований по истории США, исследовать большинство заброшенных деревенских кладбищ Минска, а также связать с Википедией ряд малоизвестных материалов по истории Беларуси 1990-х (кого-то удивит, но в этом десятилетии столько «белых пятен»). И это только часть моих исследований. Даже художественные рассказы – это попытка исследования современной истории страны, где я живу под определенным углом зрения. Кому это надо? Тем, кому это интересно.

Писательство как счастье

Для меня писательство – это возможность заниматься тем, что я бы делал, если бы не имел необходимости зарабатывать на хлеб семье. Еще могу добавить, что мой приход к научным исследованиям и блогосфере в чем-то похож на бородатый анекдот про Менделеева: Менделееву приснилось, что он забыл все элементы своей периодической таблицы и, проснувшись в холодном поту, он поспешил их записать. В какой-то момент я понял, что, если буду давить в себе желание заниматься литературным творчеством, откладывая его до лучших времен, то оно погаснет, но останется обида на себя за то, чего не сделал. И это меня подстегнуло к действиям.

Писательство может убить писателя физически или убить в нем желание писать. Поэтому для меня оно стало счастьем, когда я стал в большей мере контролировать вдохновение. Иногда надо заставить себя начать писать, а иногда заставить себя остановиться. Кажется, так можно растянуть это занятие еще на какое-то количество лет и приносить себе радость, а другим пользу.

Как это будет дальше

В настоящее время я готовлю к публикации в бумажном формате книгу рассказов по истории США за собственные средства. Мое имя уже появлялось на печатных изданиях сборников научных публикаций, а еще я был соавтором одного учебного пособия по английскому, поэтому каких-то амбиций насчет покрасоваться с собственными книгами у меня нет. Здесь скорее более прозаичное желание донести эти материалы до некоторых заинтересованных лиц в формате обычной книги.

Буду ли я в дальнейшем издавать другие книги в бумажном виде – пока не знаю. Но в обозримом будущем я планирую продолжать совмещать свою «светскую» работу, семейные и  другие обязанности с литературным творчеством. И продолжать искать баланс между всем этим и чем бы то ни было еще...

1 комментарий:

  1. Спасибо, Андрей, за твой труд. Люблю историю. И всегда есть вопросы к тому, что нам преподносят как "факт"
    Понравилось и беру себе на вооружение вот это: "В какой-то момент я понял, что, если буду давить в себе желание заниматься литературным творчеством, откладывая его до лучших времен, то оно погаснет, но останется обида на себя за то, чего не сделал. И это меня подстегнуло к действиям."
    Потому что имею много задумок, но откладываю до "лучших времён"..

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Избранное сообщение

10 лет писанины

Когда 16 февраля 2013 года я запостил тут одну свою научную заметку , я еще не вполне представлял как дальше буду использовать этот ресурс. ...